Портрет Петра Великого. И.Г. Таннауер. Россия, 1716. Холст; масло.
Музеи Московского Кремля
Самодержавною рукой,
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С.Пушкин. Стансы
Трагедией для первого российского императора обернулось отсутствие наследника, способного продолжить дело всей его жизни. Даже любимая жена не во всём оправдала его надежды. Он так и умер, не назначив себе преемника... Но дело его не пропало. Достойной преемницей Петра стала во второй половине XVIII века императрица Екатерина II, неслучайно, как и он, названная современниками Великой.
Грандиозные преобразования, которые претерпели и Россия, и русское общество в петровскую эпоху, были во многом следствием той кипучей энергии, которой обладал первый российский император. Вникая во всё сам, Пётр не гнушался никакого труда. Уникальная способность Петра пропускать все через свои руки способствовала блестящему осуществлению многих его реформ.
Портрет императрицы Екатерины I. Россия, XVIII в. Холст, дерево; масло. Музеи Московского Кремля 
Великие деяния Петра I по достоинству оценили потомки. В собрании Музеев Кремля имеется памятная медаль, посвященная восшествию Петра I на престол, созданная в 1759 году. На реверсе Пётр в римском доспехе и мантии, с лавровым венком на голове представлен на фоне высокой горы. Он держит за руку женщину, опирающуюся другой рукой о щит с изображением государственного герба России. За фигурой женщины показано восходящее солнце. Пётр правой рукой указывает на дорогу, вьющуюся по склону холма и приводящую к расположенному на его вершине храму Славы. Вверху отчеканена надпись на латинском языке, в переводе означающая: "Ты моя и со мной восходишь на вершину". Здесь снова Пётр и горячо любимая им Россия. Её он ведёт по дороге, которая крута и терниста, но только так можно достичь славы.

Портрет Петра I. Шпалера. Петербургская императорская шпалерная мануфактура, первая половина XX века (?). Автор живописного оригинала Андрей Матвеев (по портрету К. де Мора 1717 года). Шерсть, шёлк; ткачество.
Музеи Московского Кремля 
Приняв в своё управление Россию еще ребенком, он, конечно, не сразу сформулировал задачи, стоящие перед ним как монархом, но возмужав, Пётр интуитивно почувствовал, что путь к процветанию России лежит через приобщение к ценностям европейской культуры. Его главной целью было сделать Россию сильной и славной среди других народов, умеющей отстаивать свои интересы и не позволяющую другим их нарушать. Он хотел, чтобы Россия стала не только сильной, но и просвещённой державой. В этом весь смысл преобразований, осуществленных Петром, и это то, чему он посвятил свою жизнь.
Made on
Tilda