Портрет Петра I. Барельеф. Санкт-Петербург, 1741-1743. Олово, свинец; литье, золочение.

Музеи Московского Кремля 

И тако милостию Всевышнего совершенная виктория,
(которой подобной мало слыхано) с легким трудом
и малою кровию против гордого непрятеля через его
царского величества славное оружие
и персональной храброй и мудрой привод и храбрость
начальных и солдат одержана
Обстоятельная реляция о главной баталии меж войск Его Царского Величества Российского и Королевского Величества Свейского, учинившейся неподалеку от Полтавы сего июня 27 день 1709-го лета  

Портрет короля Карла XII. Россия, XVIII в. Холст, дерево; масло.

Музеи Московского Кремля

Полтавская битва, ставшая ключевым и переломным событием всей Северной войны, была итогом той кропотливой повседневной работы, которую проводил Пётр Великий, руководя своей армией, шаг за шагом ведя её к победе. Поражения шведской армии было следствием неразумной политики Карла XII, его горячности, заносчивости, самовлюбленности и веры в свою непогрешимость.
В собрании Музеев Кремля хранится барельеф, созданный в середине XVIII века скульптором Бартоломео Карло Растрелли, с портретом Петра I в латах, на которых помещено изображение Полтавской битвы. Царь представлен здесь в гуще боя. Так оно и было. В решающий момент сражения он сам повёл один из полков в атаку. Его шляпа была прострелена, от попадания пули в грудь спас наперсный крест или, согласно другой легенде, офицерский нагрудный знак.
На реверсе наградной медали за Полтавскую баталию изображено сражение, в котором участвуют пехота, кавалерия и артиллерия. Все эти три рода войск сыграли важную роль в ходе сражения. Мудрость Петра-полководца проявилась в правильном распределении своих сил, в умении в каждый момент сражения найти оптимальное решение.

В кремлёвском собрании, помимо медалей, хранится немало вещей, изготовленных в память знаменитого сражения. Среди них стеклянный стакан с изображением схватки орла и льва. Можно предположить, что в виде орла здесь аллегорически показан сражающийся со своим противником Пётр. Изображение орла соотносится с гербом России, лев — с гербом Швеции.
Стакан с изображением Полтавской битвы. Ямбургский стекольный завод, 1710. Стекло; гравировка.
Музеи Московского Кремля
Конклюзия на Полтавскую битву. Москва, завод на Воробьевых горах (?), 1709. Стекло; роспись, эгломизе.
Музеи Московского Кремля
В центре конклюзии, посвящённой Полтавской виктории на груди двуглавого орла под тремя коронами со скипетром и державой в лапах представлен овальный портрет Петра I с мечом в руке. Внизу слева показан лев с водруженным на его носу российским знаменем, а справа — коленопреклоненные шведы, сдающиеся в плен.
Сохранились трофеи, взятые русскими воинами на поле сражения под Полтавой, некоторые из них экспонируются в Оружейной палате. Это малая часть той огромной добычи, что досталась русской армии в 1709 году. Помещённые Петром в кремлёвские хранилища, трофеи Полтавы были уничтожены огнём во время страшного пожара 1737 года. До нас дошли лишь немногие из них. Это гротики — навершия древков знамен, — офицерские нагрудные знаки и шпаги драбантов (телохранителей) Карла XII. Помимо этого в собрании Музеев Московского Кремля находятся трофейные булавы, принадлежавшие союзнику шведского короля, малороссийскому гетману Мазепе.

Барабан и литавры также являлись трофеями, взятыми воинами русской армии у шведов во время боя под Полтавой. Подобные ударные музыкальные инструменты имелись в каждом полку, как в шведской, так и в русской армии. Они, наряду с флейтами, служили для подачи сигнала к началу боя, задавали ритм марширующим в походе колоннам и войскам, выстроенным в линию и движущимися на неприятеля. Нередко музыкальные инструменты, захваченные в качестве трофеев, в следующем сражении снова переходили из рук в руки. В том же Полтавском бою русские захватили серебряные литавры, отнятые некогда шведами у датчан. Таким образом музыкальные инструменты, наряду с оружием, считались ценными трофеями, за захват которых на поле боя полагалась награда, как и захват знамени или пленение неприятельского офицера или генерала.
Соперник Петра в Северной войне и его непосредственный противник в Полтавском сражении, шведский король Карл XII, — выдающийся полководец своего времени, умелый тактик и организатор боя, любимец своих солдат, — несмотря на все эти достоинства, потерпел сокрушительное поражение. Хотя Карл XII не был взят в плен, во время триумфального шествия в Москве в честь победы под Полтавой, наряду с другими трофеями, были представлены носилки, на которых возлежал во время боя раненый в ногу король Швеции. В настоящее время в собрании Музеев Московского Кремля находится походная Библия с монограммой Карла XII на обложке, на одной из страниц которой помещен его портрет.
Made on
Tilda