Портрет Петра Великого. И.Г. Таннауер. Россия, 1716. Холст; масло.
Музеи Московского Кремля
Понеже всем ведомо есть, что во всех Христианских государствах,
непременно обычае есть Потентам Супруг своих Короновать, и не точию
ныне, но и древле у православных Императоров греческих сие
многократно бывало
Манифест императора Петра I о короновании Екатерины I от 15 ноября 1723 года
Двадцать второго октября 1721 года, вскоре после заключения Ништадского мира со Швецией, в Троицком соборе Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония поднесения царю новых титулов: Отца Отечества и императора Всероссийского. С того же дня он официально именовался Петром Великим.
Приняв титул императора, Пётр I решает короновать свою вторую жену Екатерину Алексеевну. Для этого он издаёт специальный манифест, в котором обосновывает её права на престол. Вскоре начинается подготовка к торжествам. Для супруги Петра в Берлине шьётся особое коронационное платье. Для охраны императрицы создаётся отряд кавалергардов, подобный тому, который издавна существовал у шведских королей. Меняется и состав регалий: вместо царских барм шьётся из меха горностая мантия по примеру тех, что носили короли и императоры в Европе; вместо Шапки Мономаха, также в соответствии с европейскими образцами, создаётся императорская корона. В качестве одной из императорских регалий были использованы знаки ордена Святого Андрея Первозванного.
Церемония коронации проходила 7 мая 1724 года не в новой столице, а в древней Москве. Пётр самолично возложил корону на голову Екатерины. К сожалению, от первой императорской короны сохранился только остов, лишённый украшавших его драгоценных камней, которые были сняты с него вскоре после завершения церемонии. Однако до нас дошли её изображения в изначальном виде: на серебряном блюде, на дне которого помещена композиция, представляющая участников торжеств в интерьере Успенского собора Московского Кремля, на коронационных медалях, на рисунке, выполненном в 1727 году.
Блюдо с изображением коронации императрицы Екатерины I. Москва, 1724-1727. Мастер Николай Фёдоров (?). Серебро; чеканка, золочение.
Музеи Московского Кремля
Пётр I, внося в церемонию коронации много новшеств, всё же не решился изменить место восшествия на престол российских монархов. Возлагая лично корону на голову императрицы, Пётр как бы подчеркивал, что он (и никто другой) как царь земной вручает своей жене власть от имени Царя Небесного.
Одним из нововведений, связанных с коронацией, была чеканка специальных медалей и жетонов. Медали раздавали во время торжественного обеда в Грановитой палате Московского Кремля высшим советникам государства, золотые и серебряные жетоны — остальным гостям из числа дворян, а во время шествия императорского кортежа через Соборную площадь из Успенского собора в Архангельский медные жетоны из специально сшитого для такого случая мешка разбрасывали среди народа. Конечно же, подобные раздачи производились для того, чтобы подчеркнуть неоспоримость прав Екатерины на императорский титул и сохранить память о событии среди подданных российских монархов. Возможно также, что Пётр I желал тем самым подчеркнуть, что рассматривает Екатерину в качества своей преемницы.
Коронация Екатерины стала последним крупным событием в жизни Петра Великого. Спустя всего лишь несколько месяцев его не стало. Кончина императора, последовавшая 28 января 1725 года, вызвала противоречивые чувства у его бывших подданных. Одни искренне скорбели об утрате, другие строили надежды на возврат к прежней жизни. Но ни у кого не возникало сомнения, что из жизни ушёл выдающийся, великий человек. На смерть Петра в разное время были отчеканены несколько медалей, на реверсе которых размещались сложные аллегорические композиции. Например, на одной из них изображена уносимая на облаке ввысь фигура, облачённая в античный доспех, поддерживаемая женщиной, держащей в левой руке свернувшуюся в кольцо змейку (аллегория вечности). Слева показано опускающееся за горизонт солнце, символизирующее кончину императора, справа — лавровое дерево — символ славных деяний и вечной жизни. Пётр указывает правой рукой на плывущие под ним по морю корабли, а также на сидящую у берега женщину в короне, слева от которой на подушке лежат скипетр и держава, а справа — атрибуты науки, искусства, войны и власти. Это аллегория скорбящей России.
Медаль в память кончины Петра I, 1725 год. Россия, 1725. Золото; штамп. Музеи Московского Кремля 
Made on
Tilda