Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века. Золото, сапфир, рубины, изумруды, шпинели, желтый корунд, жемчуг, серебро, бархат, атлас, мех; литье, чеканка, скань, зернь, резьба, сквозная прочеканка, эмаль.
Музеи Московского Кремля 

И так двух государей на царство учинили. И потом во свое время, по шести неделех, короновали обще двух, по обыкновению
Б.И. Куракин.
Гистория о царе Петре Алексеевиче
Двадцать пятого июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась церемония венчания на царство. Все было как прежде: и шествие через Соборную площадь из царских палат, и прикладывание к иконам при входе в собор, и чтение молитв, и возложение регалий, и помазание на царство священным миром, и литургия — церковная служба.
Поскольку царей было двое, для их венчания потребовался еще один комплект регалий. Наряду с Шапкой Мономаха, был изготовлен похожий на нее царский венец, названный Шапкой Мономаха второго наряда. Он был возложен на Петра как младшего из двух царей. Сохранились принадлежавшие ему платно — парадная верхняя одежда, сшитая из серебряной узорной объяри, — золотой наперсный крест, на внутренней стороне которого изображён небесный покровитель царя — апостол Пётр, и шестигранный золотой скипетр.
Шапка Мономаха второго наряда
Москва, мастерские Кремля, 1682. Золото, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, сердолик, турмалин, бархат, мех; чеканка, литье, резьба.
Бармы царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1682; ткань — Италия, XVII в. Атлас, тафта, пергамен, шёлковый шнур, трунцал; ткачество, шитье, живопись.
Наперсный крест царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1682-1689; накладной крест — Западная Европа, вторая половина XVI — начало XVII века. Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба.
В одном из залов Оружейной палаты представлен двойной трон, на котором некогда восседали цари Иван и Пётр Алексеевичи. Его серебряное навершие и основание содержат множество геральдических знаков. В каком же порядке сидели цари на этом троне, когда им, например, приходилось принимать иностранных послов? Поскольку правая сторона считалась главной, можно предположить, что эту сторону занимал старший из братьев Иван. Младший — Пётр — сидел слева. С этой стороны расположен небольшой проём в спинке трона. Поскольку Иван Алексеевич был глуховат и к тому же косноязычен, он не принимал деятельного участия в церемонии. Петру Алексеевичу, чтобы он не сбился и не сказал что-нибудь лишнего, суфлировал через отверстие за его спиной кто-то из старших наставников. На спинку трона привешивалась специальная ткань, с изображенным на ней двуглавым орлом, которая надёжно скрывала от посторонних глаз это отверстие. Поблизости от трона размещаются три столбика-стоянца, увенчанные изображением российского герба, — двуглавого орла с распростертыми крыльями. Рядом — два низких стоянца. На них клалась во время церемонии одна из царских регалий — держава, массивный шар с крестом наверху. А поскольку царей было двое, то стоянцев рядом с троном тоже два.

Двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевичей. Москва,
мастерские Кремля , 1682—1683. Дерево, серебро, бархат, железо; чеканка, литье, резьба, золочение, ткачество.
Музеи Московского Кремля
Оба их величества сидели не по средине, а несколько к правой стороне залы, близ среднего стобла, на двух серебренных епископских креслах, поставленных на возвышенном в несколько ступеней рундуке, который так как и вся сия часть залы обложен был красным сукном. Над каждым креслом повешена была икона. Их величества, сверх обыкновенных своих кафтанов имели мантии из золотой и серебряной парчи со цветами, несколько похожие на священническая ризы, вместо скипетров они держали в руках длинные золотые жезлы имеющие вид епископского посоха; сии жезлы, равно как и шапки и застёжки мантии на груди, богато украшены зелёными и другими драгоценными камнями. Старший сидел почти неподвижно с потупленными, совсем почти закрытыми глазами, отпущенною низко шапкою, младший на против того взирал на всех с открытым прелестным лицом, в коем при обращении к нему речи беспрестанно играла кровь юношества... первому было тогда 17, а второму 16 лет от роду (на самом деле Петру было только одиннадцать лет).
Э. Кемпфер. Дневник путешествия ко двору московитов и оттуда в Астрахань
Made on
Tilda